"НА ЧТО ЖАЛУЕТЕСЬ?" ИЛИ "ВСЕХ ПРОЩАЕТЕ?"
В
семнадцать лет я первый раз попробовал зайти в храм. Был тогда еще некрещеный,
соответственно и креститься не умел, и как свечки зажигать не знал – спички с
собой принес. Ну, бабушки и начали шептаться: “Колдун! Колдун!” После этого
желание снова сходить в храм еще долго не возникало.
Потом я уехал в Питер учиться на врача и там впервые и увидел Православие
по-настоящему. На втором курсе друзья из общежития привели меня на беседу с
батюшкой, потом предложили попоститься вместе с ними в Великий пост. Я решил
попробовать, просто ради интереса. Соблюдал пост, Евангелие читал каждый день, а
после Пасхи решил, что уже хватит. Но так скучно стало снова жить “по-нормальному”,
тоскливо как-то, неинтересно…
Тут одна знакомая мне и говорит:
– Тебе бы покреститься.
И я крестился, до конца не понимая, зачем. А после крещения батюшка мне говорит:
– Ну, ты теперь православный, изучай “Закон Божий”, в церковь ходи. Причащайся…
Вот тут-то все и начало меняться, я стал потихоньку не то что осознавать, но
как-то ощущать, что нашел Путь, которым идти дальше... К сожалению, многие
крестятся “просто так”, ради моды или еще зачем-то. Например, мой институтский
друг собирался креститься, потому что в книжке про магию прочитал, что
некрещеный маг – как бы “ненастоящий”, а его тогда уж больно ко всякому
чародейству тянуло. Сколько у нас крещеных и сколько из них ходят в церковь? Да
и я бы среди них мог оказаться. Не такой уж я послушный тогда был, чтобы к
советам священников прислушиваться.
Но что-то во мне изменилось. Причем неожиданно, в одночасье. И я решил – надо
так надо. “Делай что должен и будь что будет”, как пел особо любимый тогда мной
Борис Гребенщиков. Буду жить по-новому. Вернее, я даже не решал, все само собой
естественно происходило. Например, я сразу бросил курить. Первые полгода после
крещения и не хотелось как-то, а потом периодически желание возникало, но я с
ним уже справлялся, с Божией помощью…
Вернулся в Новгород уже сознательно верующим человеком. Работал в больнице, а в
свободное время помогал алтарником в храме. Довольно часто люди просили помочь,
привести к их детям в больницу священника. Я, естественно, приводил, а батюшка
все время поговаривал:
– Надо бы тут своего капеллана больничного завести, если люди так просят…
Накануне престольного праздника вечером в нашем храме служил наш владыка
архиепископ Лев, я читал шестопсалмие. После чтения захожу в алтарь, а он мне и
говорит:
– Ну, что? Завтра в диаконы тебя рукополагать будем!
Я, конечно, мечтал о священнослужении, но на завтра уже были запланированы
операции и другая работа в больнице. Благоразумно промолчав о своих планах, я
утром пораньше сделал, что мог, в больнице, попросил заменить меня на операциях
и к службе был уже в храме.
Затем через месяц меня рукоположили во священника. И с тех пор я уже восьмой год
пытаюсь совмещать священнослужение и врачебную практику.
Первое время было непривычно. Даже, бывало, ловил себя на том, что в храме на
исповеди спрашиваю: “На что жалуетесь?”, а в больнице при сборе анамнеза у
родителей собираюсь спросить: “Всех прощаете?”. Впрочем, это только первое
время, когда со службы сразу бежал в больницу, а из больницы на службу и везде,
конечно, опаздывал.
А вообще я в больнице выступаю только как врач, хотя веры своей, естественно, не
скрываю, часто бывает, и в подряснике прихожу. Если кто-то ко мне как к
священнику обращается, то обязательно отвечаю, если просят, служу молебны,
совершаю Крещения, но с “духовным врачеванием” не навязываюсь. Очень уважаемый
мной приснопамятный митрополит Антоний Сурожский, кстати на заре свого
священнослужения тоже совмещавший его с врачебной практикой, говорил, что
нечестно, когда человек приходит с просьбой о медицинской помощи и в какой-то
степени зависит от врача, навешивать на него, как бы в нагрузку, еще и свое
мировоззрение.
Сейчас окружающие уже привыкли к моему двойному служению. Хотя бывает конечно,
что иногда доносятся слухи, об одном докторе, который “попом в церкви
подрабатывает!” А в епархии меня только поддерживают. Еще когда рукополагали,
владыка мне советовал врачебную практику не оставлять, благословил и в
аспирантуре учиться.
Иногда при разговоре со мной вспоминают Святителя Луку Войно-Ясенецкого. Это
почти сразу после моего крещения началось, когда я в медицинском институте
учился. Священник, у которого я исповедовался в Иоанновском монастыре на
Карповке, подарил мне про него книжку и сказал:
– Вот, смотрите, есть кому подражать.
Святитель Лука был поистине великим человеком. Я слышал о нем и от старых врачей
и от пожилых священников. Для меня он живой пример возможности совмещения
священнослужения и работы врача. Когда почти ежедневно случаются ситуации, что
нужно быть по обеим специальностям в разных местах и одновременно, вместо того,
чтобы отчаиваться, я знаю кому помолиться! Интересно, что меня рукополагали во
священника 11 июня – день памяти Святого Луки. Я и сына в честь него Лукой
назвал.
Так что несмотря ни на что, медицину бросать не хочется. Я люблю свою
специальность и чувствую, что нужен людям как врач. Думаю, что и для Церкви это
немаловажно. Ведь недаром Святителю Луке его медицинскую работу в годы войны
приравняли к служению в Церкви.
Сложно, конечно, все совмещать, но моей жене с тремя детьми и отсутствующим мной
куда сложней, чем мне с двумя моими служениями!
|
По материалам журнала "Фома"